Администрация Киржачского района Владимирской области
Официальный интернет-портал

Новости

23.10.2019
Государственный кадастровый учет

О требованиях законодательства предъявляемых к документам, которые необходимо представлять в орган регистрации прав при осуществлении кадастрового учета реконструированных жилого и садовых домов, расположенных на земельных участках, предоставляемых для садоводства

Согласно действующему законодательству до 01 марта 2021 года допускается упрощенный порядок оформления садовых и жилых домов, расположенных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства. Многие задаются вопросом: «Требуется ли соблюдение уведомительного порядка в случае реконструкции садового (жилого) дома, расположенного на земельном участке, предназначенного для ведения гражданами садоводства?».
В соответствии с позицией, изложенной в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 20.09.2019 № ОГ-Д23-8665 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области сообщает.
До 1 января 2019 года действовал Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ  «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», согласно которому на садовых земельных участках возможно было возведение жилого строения без права регистрации проживания в нем, а на дачных земельных участках допускалось возведение жилых домов или жилых строений.
В результате принятия Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года на садовом земельном участке допустимо возведение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.
В силу положений части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) для строительства жилых домов на дачных земельных участках, равно как и жилых строений на дачных и садовых земельных участках, получение разрешения на строительство не требовалось.
Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 340-ФЗ) введен уведомительный порядок строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.
Согласно переходным положениям, предусмотренным частью 7 статьи 16 Закона № 340-ФЗ, допускалось осуществление до 1 марта 2019 года государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов. Технический план объекта капитального строительства в этом случае подготавливался на основании декларации, составленной правообладателем объекта недвижимости.
Таким образом,  до 1 марта 2019 г. в отношении жилых домов, садовых домов, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, действовали два порядка - уведомительный порядок, введенный Законом № 340-ФЗ, и ранее действовавший порядок, согласно которому указанные объекты относились к объектам, для строительства, реконструкции которых не требовалось получение разрешения на строительство и, соответственно, на ввод в эксплуатацию, и государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на них могла быть осуществлена в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 16 Закона  № 340-ФЗ.
После 1 марта 2019 года действие части 7 статьи 16 Закона № 340-ФЗ прекратилось.
Федеральным законом от 02 августа 2019 года  №267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) дополнена частью 12, согласно которой до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 Закона о регистрации. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.
В случае, если осуществлена реконструкция такого объекта недвижимости, необходима подготовка технического плана в связи с изменением сведений об объекте недвижимости.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Таким образом, государственный кадастровый учет жилого дома или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости в результате реконструкции может быть осуществлен в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 70 Закона о регистрации. 


Совершенствование определения кадастровой стоимости

Правительством России в октябре 2019 года одобрен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки». Документ разработан при участии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее Росреестр) во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Председатель Правительства России Дмитрий Медведев отмечает, что законопроект «направлен на сохранение принципа экономической обоснованности кадастровой стоимости. Чтобы не допускать ситуаций, когда кадастровая стоимость превышает рыночную и люди вынуждены идти в суд – оспаривать ошибки оценщиков или, того хуже, какие-то умышленные действия, манипулирование оценкой».
Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко на заседании Правительства пояснила необходимость внесения ряда изменений, в том числе в применяющийся с 2017 года Федеральный закон от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»: «Документ направлен на защиту интересов одновременно и правообладателей объектов недвижимости, и органов власти. В предложенном законопроекте предусмотрены действенные механизмы исправления накопленных ранее ошибок в результатах кадастровой оценки. Важно, что при этом, в случае принятия законопроекта правообладатели не будут нести дополнительных расходов».
Глава Росреестра подчеркнула, что «в проекте закона применён принцип «любое исправление – в пользу правообладателя». Если в результате исправления ошибки стоимость уменьшилась, такая стоимость применяется ретроспективно – с даты применения ошибочной стоимости, а если стоимость увеличилась – с нового налогового периода. Если ошибка является системной, она исправляется без дополнительных заявлений в отношении всех объектов недвижимости».
В законопроекте также установлен, начиная с 2022 года, единый для всех регионов цикл оценки и единая дата оценки – раз в четыре года (для городов федерального значения – раз в два года по их решению), что создаст дополнительные удобства для правообладателей недвижимости, особенно если она находятся в нескольких регионах. Кроме того, предложено изменить механизм внесудебного установления кадастровой стоимости, то есть предусмотреть переход от приема заявлений в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, фактически не несущих ответственность за принимаемые ими решения, к их рассмотрению в бюджетных учреждениях субъектов РФ. 
«Изменение результатов стоимости до их утверждения будет возможно только после публичного рассмотрения. Эта процедура станет более прозрачной», — подчеркнул на заседании Правительства России Дмитрий Медведев.
Одновременно с этим законопроектом устанавливается персональная ответственность директоров таких бюджетных учреждений за качество кадастровой оценки.
Государственное бюджетное учреждение Владимирской области «Центр государственной кадастровой оценки» было создано в феврале 2018 года.  В текущем 2019 году учреждением выполняются работы по определению кадастровой стоимости земельных участков трех категорий: земли особо охраняемых территорий (195 участков), земли промышленности и иного специального назначения (6,5 тыс. участков) и земли сельскохозяйственного назначения, включая земельные участки, предназначенные для ведения садоводства (215 тыс. участков).  
Оспаривание кадастровой стоимости, полученной по результатам государственной кадастровой оценки 2019 года, будет осуществляться уже  в рамках Закона № 237-ФЗ, положениями которого предусмотрена свобода выбора заинтересованным лицом обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости либо в суд, либо в комиссию (в случае ее создания на территории субъекта).  
За 9 месяцев 2019 года комиссия по пересмотру кадастровой стоимости, созданная при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, рассмотрела 594 заявления в отношении 636 объектов недвижимости. Доля решений, принятых комиссией в пользу заявителей, составила 60,7 % (в 2018 году – 69 %). Это чуть ниже среднего показателя по России (61,3 %).