Администрация Киржачского района Владимирской области
Официальный интернет-портал

Великая Победа

Киржачский район в годы Великой Отечественной войны




Киржачский район в годы Великой Отечественной войны
Осенью 1941 г. наш район оказался прифронтовым. Как известно, в планах гитлеровского командования предусматривался план обхода столицы и захвата её с востока. Нашим командованием этот коварный план врага был разгадан и танковым клещам оккупантов противопоставлена глубоко эшелонированная оборона. 
Киржач стал одним из важнейших пунктов круговой обороны Москвы. До сих пор в мелколесье вокруг нашего города видны линии траншей, остатки пулеметных гнезд и дотов. Тысячи жителей района вместе с тружениками соседних районов участвовали в строительстве оборонительных сооружений по основным автомагистралям – на Горький, на Ярославль, расчищали и укрепляли посадочные площадки для боевых самолетов. 
В нашем районе площадки под прифронтовые аэродромы соорудили около города, за железнодорожной станцией, около д. Федоровское – на Пиковом поле, около д. Слободки. Все взрослое население проходило ускоренное обучение по защите от бомбардировок, от возможного химического поражения, по борьбе с вражескими диверсантами и парашютистами. В разгар наступления фашистов на Москву по инициативе партийной организации района и местных Советов в лесах начали подготавливать базы для партизанских отрядов. По воспоминаниям первого бывшего секретаря райкома партии Н.И. Одинцова, были заблаговременно сформированы шесть партизанских отрядов, подготовлены для них базы в глухих лесах, определены связи с населением.
Костяком укрепрайона стали воинские части, которые направлялись в Киржач и окрестные села на формирование и обучение. 30 декабря 1941 года на станцию Киржач прибыли первые эшелоны с частями формируемого ставкой Верховного Главнокомандующего 9 воздушно-десантного корпуса под руководством генерал-лейтенанта И.С. Безуглого. 31 июля 1942 года 9-й ВДК преобразован в 36-ю воздушно-десантную дивизию, впоследствии Верхнеднепровскую Краснознаменную орденов Суворова и Кутузова 2-й степени гвардейскую дивизию.
Одновременно с подготовкой к десанту в тыл врага, - вспоминал позднее начальник штаба, генерал М.Ф. Борисов, - «наша часть выполняла и боевую задачу – подготавливала город Киржач к обороне. Благодаря всесторонней помощи, оказанной нам партийными и советскими органами, всем населением района, наша часть успешно справилась с задачами, поставленными перед ней. За это киржачанам большущее солдатское спасибо».
В морозную зиму 1941-1942 гг. бригады корпуса расквартировались по частным домам и по квартирам в поселок Красный Октябрь, в поселок Горка, по всему городу, один батальон в деревню Кипрево. Жители района радушно встретили воинов, помогли им обустроиться и начать подготовку, делились с воинами последней картошкой и капустой. И воины не оставались в долгу, так они оказали помощь труженицам шелкового комбината в строительстве узкоколейки на Першинское торфболото. Между воинами и населением установились отношения искренней дружбы.
31 июля 1942 г. 9-й воздушно-десантный корпус  был преобразован в 36-ю дивизию, состав которой принял в Киржаче гвардейскую клятву. В начале августа 1942 г. 36-я гвардейская стрелковая дивизия была направлена на фронт под Сталинград. Связь тружеников района и гвардейцев дивизии поддерживалась потоком писем, посылок, вниманием друг к другу.
На базе, созданной в ходе подготовки 36-ой гвардейской стрелковой дивизии, формирование и обучение продолжали другие боевые соединения десантников: 105 (12-ая) гвардейская воздушно-десантная дивизия под командованием В.Д. Юматова, 107-я (8-я) гвардейская воздушно-десантная дивизия под командованием генерала Богданова.
Рядом с десантниками и во взаимодействии с ними вел подготовку к боевым операциям первый в мире женский авиаполк под руководством Героя Советского Союза М.М. Расковой, затем авиасоединение под командованием генерала Героя Советского Союза Н.П. Каманина, который в 60-е годы на этом же аэродроме руководил подготовкой первых  космонавтов.
В микрорайоне шелкового комбината размещались и на базе аэродрома тренировались гвардейцы планерного полка, которые обеспечивали партизан Белоруссии. 

Мобилизация на фронт
Мобилизация на территории Киржачского района началась ранним утром 23 июня 1941 года. За первые 4 дня мобилизации в райвоенкомат поступило 152 заявления о желании добровольно отправиться на фронт. 24 июня на первом заседании бюро райкома партии было принято решение направить на политработу в действующие части Красной Армии группу активистов партийной организации, в том числе Ф.А. Деревщикова, И.М. Кондратьева, П.А. Назарова. На следующем заседании бюро райкома партии 30 июня в действующие части направили ещё 12 активистов из числа коммунистов и 9 из числа комсомольцев. Добровольно и по предложению актива на фронт только за первые три партийно-комсомольских набора из Киржача направлено 617 коммунистов – более половины районной парторганизации и 1046 комсомольцев.
Всего за период войны в действующую армию Киржачским райвоенкоматом было призвано 12 356 человек. Это число не полностью отражает участие киржачан в боевых действиях, так как многие уроженцы киржачских деревень, следуя традициям отходничества, работали в соседних районах и в Москве. Из числа призванных райвоенкоматом 2435 наших земляков погибли в боях, умерли от ран, 1770 – пропали без вести. Собирая данные для Книги Памяти, активисты обнаружили, что в таких деревнях, как Илейкино, Финеево, Старово, Петряево, Ильинское, Никифорово, Бобково и других, половина и более павших на фронте, были призваны в армию военкоматами соседних промышленных центров.

Боевой путь 8(107) гвардейской воздушно-десантной дивизии
Дивизия была сформирована в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны от 8 декабря 1942 года на базе частей 10-го воздушно-десантного корпуса (второго состава) и дислоцирована во Внуково и прилегающих к аэропорту населенных пунктах. Первый состав 10-ой воздушно-десантного корпуса  зимой 1941 г. частично был десантирован в тыл противника в район г. Дорогобуж, а большая часть корпуса в составе 41-ой гвардейской стрелковой дивизии участвовала в Сталинградской битве.
Дивизия вела боевые действия против фашистских войск и их союзников на Северо-Западном, Воронежском, Степном,  Украинском фронтах.
На заключительном этапе войны дивизия была передислоцирована в Киржачский район. После укомплектования и обучения дивизия  была переименована в 107-ю гвардейскую стрелковую. В январе 1945 г. дивизия железнодорожным транспортом была переброшена в Венгрию и сосредоточена в лесах западнее г. Недькереша, откуда 16 марта начала марш к линии фронта. В сражения дивизия вступила западнее г. Будапешта, с боями прошла по Венгрии, Австрии и Чехословакии. В конце апреля 1945 г. была выведена в резерв и находилась южнее Вены до 5 мая. Затем, перейдя реку Дунай, участвовала в освобождении г. Праги, преследовала фашистов и власовцев по территории Австрии и Чехословакии. Боевые действия дивизия вела до 3 мая. В районе Писека встретилась с американскими войсками.

Боевой путь 14-ой гвардейской воздушно-десантной бригады (входила в состав 105-ой (12-ой) гвардейской воздушно-десантной дивизии)
14-я гвардейская воздушно-десантная бригада была сформирована в Киржаче с июня по сентябрь 1943 года из числа курсантов и добровольцев нескольких пехотных училищ и моряков Черноморского и Тихоокеанского флотов в составе 105-ой дивизии. Офицерский состав укомплектовали кадровыми десантниками. Командиром был назначен гвардии полковник В.Д. Юматов, он же был назначен начальником гарнизона. Прыжки с парашютом начали 20 сентября 1943 года на Пиковом поле. Боевую готовность бригада приобрела к началу 1944 года.
Бригада была переформирована в январе 1945 г. в 345-й гвардейский стрелковый полк, прошла с боями несколько сот километров по Венгрии, приняла участие в Балатонской операции, затем обрела немеркнущую славу в Альпах и при освобождении Австрии.
За беспримерный героизм воинов 105-й (12-й) гвардии стрелковой дивизии было присвоено почетное звание «Венской», к её знамени был прикреплен орден Красного Знамени. 345-й гвардии полк, входящий в состав дивизии, также был удостоен почетного звания «Венской» и награжден орденом Суворова.

Женские авиационные полки
Мемориальная доска, укрепленная на одном из зданий, подступивших к реке Киржач, напоминает о славной летчице, чье имя встало в один ряд с самыми яркими и светлыми именами – о Марине Михайловне Расковой. И улица не случайно носит её имя…
Отличные летчицы В.С. Гризодубова, М.М. Раскова, П.Д. Осипенко совершили полет, на который до них не мог отважиться никто. Вся страна следила за установлением рекорда и чествовала отважных дочерей своего народа. Так до них чествовали челюскинцев, экипаж Чкалова, позднее – первых космонавтов. Все три девушки стали Героями Советского Союза. Но началась война.
М.М. Раскова выступила с предложением о формировании на строго добровольных началах авиационных женских полков. Преодолевая немалые трудности, М.М. Раскова все сделала, чтобы последовательно были сформированы, обучены и подготовлены к боевым действиям сначала истребительный полк, затем полк ночных бомбардировщиков. Сама она возглавила полк бомбардировщиков, вооруженных самым современным и в то же время трудным самолетом – пикирующим бомбардировщиком «Петляков – 2».
Путь летчиц на фронт лежал через г. Киржач, где их готовили к боевым действиям. В декабре 1942 г. М.М. Раскова прилетает на аэродром «Киржач». Здесь находится одна из эскадрилий. Раскова обходит помещения летчиков и техников, беседует с людьми, смотрит, как устроились. Утром она объезжает аэродром, беседует с техниками у самолетов. На ней летный комбинезон, как обычно, техническая куртка и шапка-ушанка и не сидит она в кабине, а стоит в кузове, чтобы все было видно. Заходила она в эти дни и в райком партии и райкомполк, чтобы договориться о помощи в расчистке аэродрома. Недолго жила и работала в нашем городе Марина Михайловна, но старожилы её хорошо помнят.
В начале января 1943 г. М.М. Раскова во главе полка вылетает на фронт к Сталинграду, а 4 января, попав в тяжелые метеорологические условия, самолет потерпел катастрофу, экипаж погиб. В тот же день личный состав полка дал клятву стать гвардейским и эту клятву они выполнили. Полку было присвоено имя Героя Советского Союза М.М. Расковой.

Из истории  679-го авиаполка
679-ый авиационный полк начали формировать в ноябре 1941 года на базе Красногорского и Черногорского аэроклубов. Командиром был назначен майор Александр Иосифович Яблочников, который бессменно провел полк через всю Отечественную войну.
Полк воевал в основном на Карельском фронте и в Заполярье. Здесь многие летчики зарекомендовали себя отважнейшими мастерами ночных бомбардировок, умелыми разведчиками.
В 1944 г., когда Карельский фронт прекратил свое существование, полк был перебазирован сначала под Ярославль, затем в деревню Смольнево Киржачского района. Полк был включен в состав штурмовой дивизии, базировавшейся на аэродроме в Киржаче. Штаб полка разместился в зданиях бывшего дома отдыха шелкового комбината. Летный состав переучивался на самолетах ИЛ-2. К лету 1945 г. полк был полностью укомплектован новыми самолетами ИЛ-2 и готов к выполнению боевых задач. К этому времени война на Западе и на Востоке победоносно завершилась.

Укрепрайон
По заданию штаба Московской зоны обороны в Киржаче и его окрестностях с осени 1941 г. начал создаваться укрепрайон. В июле 1942 г. начальником укрепрайона был назначен майор Ларионов, комиссаром – член бюро райкома партии Лебедев. 
Костяком укрепрайона стали части формируемого на территории района 9-го воздушно-десантного корпуса, которые расположились на поселке Красный Октябрь, в деревне Федоровское, в центральной части города, в деревне Корытово, на Селиванове, в поселке Горка, в деревне Бельково, отдельный батальон в деревнях Кипрево и Данутино. 
Оборонительные сооружения помогали строить труженики промышленных предприятий, колхозов, учреждений, школьники, домохозяйки. Было выкопано более 6000 метров противотанковых препятствий, в городе и на подступах к нему было укреплено около 150 объектов обороны, в том числе 31 в подвалах каменных зданий,  в каждом сельсовете были подготовлены  базы для партизанских отрядов.

Трудовой подвиг колхозников
На фронт из деревень ушли самые трудоспособные мужчины, забрали трактора и лучших лошадей. Вся тяжесть снабжения армии и тыла продовольствием легла на плечи женщин, подростков, стариков и инвалидов. В машинотракторной станции  были сформированы девичьи бригады трактористок,  которые научились пахать и возить на коровах. Зачастую пахали и возили на себе.
В районе в годы войны чаще других звучали имена самоотверженных тружениц – трактористок Ю. Ананьевой, А. Бутылкиной, А. Елшиной, М. Вариной, Е. Кузьмичевой, председателей колхозов А.С. Белозеровой, Н.П. Бажаниновского, председателей сельсоветов О.В. Паньковской, Е.М. Марковой, инвалидов войны П.Н. Спиридонова, М.А. Пронина, В.И. Гудкова. 
Поддерживая движение за увеличение сдачи хлеба государству, «Фронтовые запашки» возрастали год от года. Уже в 1942 г. было почти вдвое увеличено поголовье свиней, возросло и поголовье коров. По заказу фронтовых госпиталей резко колхозники увеличили посевы гречихи и других медоносов, производство меда и прополиса. Киржачский район славился по всей Ивановской области мастерами выращивания гречихи и умелыми пчеловодами. Особенно  колхоз «Коммунар». Под конец войны большая группа колхозниц сельхозартели «Коммунар» была отмечена медалями, председатель колхоза Н.П. Бажаниновский был награжден Орденом Ленина. 
К концу войны колхозы района увеличили сдачу государству зерна, картофеля, овощей, мяса, молока, меда в 2-2,5 раза.
Одновременно шло наращивание производства и в личном подсобном хозяйстве. Всем семейным работницам на предприятиях выделили участки под картошку и капусту. Профсоюзы  выделяли семена.
Количество коз в районе к 1945 г. по сравнению с 1941 г. возросло в 4 раза. Все предприятия завели подсобные хозяйства, все школы – пришкольные огороды, многие – кролиководческие фермы.


Трудовой фронт 1942 г.

Предприятия Киржача –  для Победы
На заводе «Красный Октябрь» и шелковом комбинате выполняли заказы на продукцию, необходимую действующей армии. Во время войны только на шелковом комбинате 280 работниц овладели мужскими специальностями. Чтобы не остановить работу шелкового комбината и обеспечить предприятие топливом, в 1942 году была построена 12-километровая узкоколейная дорога от шелкового комбината к Першинскому торфоболоту.


Так подвозили торф на комбинат 1942 г.



Материал подготовлен Киржачским районным
историко-краеведческим и художественным музеем